429      0
 

Аутсорсинг — это выбор специалистов вне компании


Последние изменения:

Делегирование ряда функций неосновного назначения компаниям – профессионалам в конкретной сфере практикуется в западных странах с 30-х годов прошлого века. Аутсорсинг – это выбор специалистов – фирм на стороне. Рыночная экономика, действующая в России, привела к обсчёту собственниками каждой сопутствующей бизнесу операции и сравнения, выгоднее оформить работника в штат предприятия или воспользоваться предоставляемой услугой специализирующимися компаниями.

Определение и признаки

Аутсорсинг что этоТермин «аутсорсинг» возник в результате слияния двух английских слов: out — внешний и source – источник. Аутсорсинг услуг – это процесс передачи фирме, выступающей в качестве аутсорсера, части функций, не являющихся основными для передающей стороны, но отказ от исполнения которых невозможен в конкретном бизнесе.

Обращаясь к поддержке специалистов, предприятие заключает договор на аутсорсинговое обслуживание, взаимовыгодный для обеих сторон, поскольку компания сберегает время и ресурсы на основную деятельность, а аутсорсер имеет возможность «развернуться» в профессиональном направлении.

Ряд предприятий пользуются данной услугой, не обозначая определение на практике. Определяющие признаки аутсорсинга:

  • наличие договора на оказание услуг;
  • долгосрочность соглашения, не имеющего разовый характер;
  • передача сопроводительных функций, а не профильных.
Аутсорсинговые услуги – это предоставление сторонними специализированными организациями работ, не являющихся направлением бизнеса передающей компании, но невозможных для самого существования и дальнейшего развития. Это не наём работников со стороны, а полноценное долгосрочное сотрудничество в конкретной сфере с несением ответственности за качество исполнения.

Виды аутсорсинга

В зависимости от конкретно предоставляемых услуг и места предоставления выделяют следующие виды аутсорсинга:

  1. Производственный – передача части обособленного промышленного цикла специализирующейся на данном направлении компании. Первый пример аутсорсинга этого вида известен с 30-х годов 20 века благодаря Генри Форду, прибегшему к услугам компаний для изготовления запчастей и комплектующих изделий для автомобилей. Сейчас компании в сфере производства техники и телекоммуникаций прибегают к аутсорсиноговому обслуживанию большей части производственного процесса.
  2. ИТ-аутсорсинг – это передача функций по обслуживанию процесса компьютеризации и автоматизации, включающего:
    • ремонт и обеспечение работоспособности техники (компьютеров, принтеров, сканеров);
    • поддержка и установка программного обеспечения (создание, сопровождение и модернизация используемых программ).

ИТ-аутсорсинг

  1. Бухгалтерский – передача первичных документов для сведения в учётные регистры и формирование финансовых показателей деятельности, включающий:
    • организацию и ведение бухгалтерского и аналитического учёта;
    • сдачу отчётности в налоговый орган, статистику и страховые фонды;
    • предоставление информационно-консультационных услуг в финансовой сфере.
  1. Юридический – аутсорсинг организации юридической компанией в правовой области, содержащий:
    • обслуживание в сфере составления договоров с контрагентами и трудовых соглашений с наёмным персоналом;
    • возможность юридического сопровождения «под ключ», начиная от открытия компании, реорганизации при необходимости, ликвидации и закрытия.
  1. Транспортный – передача сопровождения грузов, включая транспортные услуги, экспедирование и охрану от места нахождения заказчика до прибытия в исходную точку.
  2. Аутсорсинг персонала – передача кадровым агентствам функций по подбору сотрудников, включая узкоспециализированные профессии. Актуален для крупных компаний и предприятий с высоким коэффициентом текучести кадров, когда руководство не может позволить себе потерю времени на поиск работников.
Перечень вышеприведённых аутсорсинговых услуг не является исчерпывающим. Коммерческий рынок предлагает всевозможные услуги, начиная от уборки помещений до организации бизнес-процессов любого уровня. Постоянная основа, продолжительный характер взаимодействия и выполнение второстепенных для организации функций входит в понятие аутсорсинга.

В зависимости от места исполнения переданных функций услуги подразделяются на два вида аутсорсинга:

  1. Внутренний – это выполнение предусмотренного договором спектра обязанностей на территории заказчика. Например, уборка помещения не может технически проводиться на другой территории, как и услуги мерчандайзинга, поскольку выкладка товара предполагается в торговом зале предприятия розничной сети, а не на складе.
  2. Внешний – это непосредственное выполнение работы на территории аутсорсера. В частности бухгалтерские или юридические услуги не нуждаются в проведении на территории заказчика по сути.

Плюсы и минусы аутсорсинга

Система аутсорсинга для компании имеет положительные и отрицательные моменты по сравнению с лицами, принятыми в штат по трудовым договорам.

Основные преимущества

К ряду преимуществ относится:

  • передача или разделение с исполнителем ответственности за неосновной участок работы;
  • наличие высококвалифицированных специалистов в области предоставления услуг у аутсорсера, постоянное обеспечение нормативной литературой в аспекте выполнения работ (информационной базы по законодательству и своевременной информации при изменениях – у аудиторских фирм и юридических компаний);
  • сокращение численности штата и снижение расходов по фонду оплаты труда и взносам на обязательное социальное страхование;
  • возможность концентрирования на главном, а не трата времени и энергии на второстепенные моменты, не являющиеся «коньком» бизнесмена;
  • оплата устраивающего конкретного результата, а не трудового процесса со сложностью формулировки вариантов депремирования, созданного трудовым законодательством;
  • экономия на производственных мощностях и площадях, поскольку рабочие места создаёт исполнитель и обеспечивает производственным инвентарём и офисным помещением.
Несмотря на ощутимые преимущества, схема аутсорсинга имеет ряд существенных недостатков, связанных с тем, что полный пакет у одной компании заказать невозможно. Фирмы, предоставляющие услуги, родственные и близкие по специфике, не имеют точек соприкосновения в процессе работы, что сказывается на комплексной оценке результата.

Существенные недостатки

Аутсорсинг и его минусыК минусам относится:

  1. Отсутствие прогнозирования. Например, если бухгалтерию передать на аутсорсинг – это лишить предприятие элементарного просчёта на шаг вперёд. Ведь не имеет значения по финансам совершение сделки в последний день текущего месяца или в первый день следующего, а для платежей в бюджет может быть сногсшибательная разница. А если последний день оказывается завершением квартала или целого года? А изменения в законодательстве? Любой грамотный бухгалтер просчитает, к чему нововведение приведёт в цифрах и рассмотрит возможность перейти на иную систему налогообложения, чего не сделает ни одна аудиторская фирма, сводя готовые документы.
  2. Отсутствие комплексности. Отдел кадров наряду с юристом и бухгалтером рассмотрят вопросы о дате принятия нового сотрудника, выгодной для организации, учтут договорные моменты, касающиеся перехода права собственности, определяющие дату возникновения обязательств по платежам в бюджет. Фрагментированный аутсорсинг, предполагающий ведение юридической и экономической части разными фирмами, этих нюансов не учтёт.
  3. Нехватка рычагов влияния. Если трудовой персонал можно премировать или лишать премии, налагать дисциплинарные взыскания, то аутсорсинговые организации – это самостоятельные компании, предполагающие продолжение сотрудничества или отказ в случае недовольства. В отличие от штатных сотрудников работников аутсорсера нельзя не только направить на курсы повышения квалификации, но и провести аттестацию сертифицированными комиссиями, полагаясь только на веру и имидж компании.
  4. Принятие решения при форс-мажорах. Специалистов собственной компании можно привлечь к работе в выходной день, установить не нормированность в связи с чрезвычайными обстоятельствами, отозвать из отпусков, а стороннюю организацию только просить, что чревато потерей времени и скоростью выхода из кризисной ситуации.
Взаимодействие сотрудников в организации изначально предполагает работу в команде, исключённую в схеме работы аутсорсинга. Обратная сторона – груз ответственности внутри организации, при аутсорсинге – за пределами компании-заказчика.

Формирование стоимости и целесообразность

Формируя цену на услуги, многие компании при постоянном сотрудничестве предоставляют скидки. Оплата осуществляется на основании подписанного сторонами акта выполненных работ. В зависимости от формулировки механизма оплаты выделяют два типа аутсорсинга:

  1. Оплата по результату за конкретный объём выполненных работ, подразделяющаяся на:
    • ежемесячную фиксированную сумму;
    • сформированную конечную стоимость на основании количества произведённых единиц.
  1. Оплата времени работы. Форма актуальна для внутреннего аутсорсинга, поскольку реально произвести хронометраж времени работы мерчендайзера или работников по уборке помещения.

Проводя сравнение оформления по схеме аутсорсинга с созданием штатной должности следует оценить оплату услуг и сопоставить с затратами компании, включая:

  • заработную плату с начислением платежей на обязательное социальное страхование (пенсионное страхование -22 %, медицинское – 5,1 %, соцстрах по временной нетрудоспособности – 2,9 %, соцстрах от несчастных случаев на производстве – в установленном проценте фондом в зависимости от класса опасности деятельности):
  • амортизацию оборудования, ремонт, модернизацию и сопутствующие расходы на материалы;
  • аренду производственных площадей и офисных помещений;
  • затраты на производственный инвентарь и оргтехнику.

Оценивая целесообразность аутсорсинговых услуг, следует руководствоваться имиджем компании вместо дешевизны, уровнем ответственности, прописанном в договоре, наличием или отсутствием финансовых санкций и их размерах при ненадлежащем выполнении обязательств, регламентированных действий при возникновении чрезвычайных обстоятельств.

Виды аутсорсинга в России, получившие широкое распространение – это сфера информационных технологий, подбор персонала и бизнес-процессы, включающие предоставление бухгалтерских, юридических и консультационных услуг. По степени значимости конкретной услуги каждая компания должна сопоставить риски, взвесить существующие «за» и «против» и принять грамотное управленческое решение.

Бесплатный вопрос юристу

Нуждаетесь в консультации? Задайте вопрос прямо на сайте. Все консультации бесплатны/ Качество и полнота ответа юриста зависит от того, насколько полно и четко вы опишете Вашу проблему:

© 2020 zakon-dostupno.ru