904      0
 

Комиссионная оплата труда — что это?


Последние изменения:

Начисление заработной платы штатных работников базируется на двух составляющих: затраченном времени на трудовой процесс и конечном результате труда. Для оценки в денежном выражении предусмотрена комиссионная оплата труда. Ярко выраженная доминанта результата над процессом – отличительная особенность, применяемая при расчёте вознаграждения менеджерам отделов продаж, рекламным агентам и прочим категориям, чей труд по качеству определяется количеством реализованной продукции.

Определение и виды

Комиссионная оплата трудаПроцентная система оплаты труда, определяемая конкретным удельным весом составляющей заработной платы в объёме реализации, называется комиссионной оплатой.

Главенствующая роль принадлежит не приложенным усилиям сотрудника, а достигнутому объёму реализации, являющемуся фундаментом для расчёта конкретного заработка.

Заработная плата определяется как:

  • установленная величина от продаж;
  • фиксированный оклад плюс процент от выручки;
  • процент от продаж, но не ниже фиксированного оклада, определяемого на основании МРОТ.

В общем случае заработная плата при комиссионной форме рассчитывается математически по формуле:

 Заработная плата   = Объём реализации (без НДС и акциза), полученный в результате прямых продаж работника  * Проценты от продаж в трудовом договоре  + Фиксированный оклад, скорректированный на рабочее время

В зависимости от наличия слагаемых в формуле комиссионная система оплаты труда в трудовом договоре прописывается подробно и подразделяется на два вида:

  1. Комиссионно-премиальная (повременная) форма, при которой заработок подразделяется на составляющие:
    • постоянную, определяемую на основании установленной тарифной ставки или оклада в зависимости от затраченного рабочего времени:
    • переменную, рассчитываемую как процент от продаж – это установление коэффициента, как от общего объёма, так и в зависимости от групп реализуемых товаров.
  1. Комиссионно-сдельная (процентная) форма, при которой начисляется только процентная заработная плата, устанавливаемая как:
    • фиксированная процентная ставка от объёма реализации (может колебаться для различных групп товаров), прибыли согласно условиям договора, полученных доходов при проведении послепродажных мероприятий (доставке, установке);
    • конкретная величина в денежном выражении за каждую единицу продукции (может изменяться в зависимости от номенклатуры);
    • плавающий коэффициент в зависимости от выполнения плановых условий, конъюнктуры рынка, сезонности, региона и иных сопутствующих факторов.
В основе обоих видов комиссионной системы заложена зависимость денежного вознаграждения от конечного показателя результативности, определяемого количественно процентами от объёмов продаж или прибыли и получившая название процентной оплаты труда. Если оклад локальными документами не предусматривается, то правое слагаемое формулы равно нулю.

Плюсы и минусы

По сути система предусматривает прямую зависимость от объёма реализации, мотивируя работника на увеличение показателей, способствующих повышению рентабельности и прибыльности. Среди преимуществ выделяются:

  1. Прямо пропорциональная зависимость рабочего процесса и начисляемого вознаграждения. В конечном итоге оплата труда – процент от выручки или фиксированный размер от количества реализованных единиц продукции, легко рассчитываемый как бухгалтерской службой, так и самим работником.
  2. Самостоятельное планирование рабочего времени. Рекламный агент или менеджер по продажам максимально настроятся на выкладку при встрече с потенциальным покупателем, выбрав обоюдно удобное время для переговоров без оглядки на часы и отметки, что рабочее время закончилось.
  3. Изучение и анализ рынка сбыта. Зависимость зарплаты от процентов – это стимул для изучения товаров, спроса и конкурентоспособности. Сидящий в кабинете директор не в состоянии моментально отреагировать на колебания рынка, определить «ходовой» товар и сделать на него ставку в отличие от менеджера, постоянно работающего с потенциальными и постоянными покупателями.
  4. Мотивация для постоянного повышения уровня квалификации. В условиях рыночной экономики для успешной торговли необходимо помнить о двух постулатах:
    • покупают товар, который нравится;
    • покупают у продавца, который нравится.

Пропорциональная зависимость зарплаты и процента от продаж стимулирует сотрудников отдела сбыта к изучению потребительского спроса, выделению группы товаров, интересных покупателям и работе над собой с целью изучения и применения на практике новейших методов предпродажных мероприятий с использованием маркетинговых и психологических приёмов.

Помимо вышеперечисленных достоинств система имеет ряд недостатков:

  • Материальная нестабильность. Нельзя дать гарантию, что пользующийся спросом товар сегодня останется таковым завтра.
  • Главная роль бренда. Независимо от усилий менеджера главенствующее положение при покупке занимает торговая марка.
  • Критерий сезонности. Если продать шубу летом можно при помощи распродаж и ценовой политики, падающей до цены поставщика, то продать купальник зимой будет сложнее вне зависимости от личной подготовки продавца.
Работодателю сложно установить процент от продаж, поскольку в случае дифференциации специалисты отдела сбыта будут стремиться реализовывать товар, предполагающий более высокое вознаграждение, оставляя за кадром демпинговую политику предприятия для завоевания сегмента рынка. При одинаковом проценте менеджеры не будут заинтересованы в продвижении новых товаров.

Комиссионная система оплаты труда в трудовом договоре должна содержать подробную детализацию относительно:

  • выбора вида применяемой системы (комиссионно-премиальная или комиссионно-сдельная);
  • базы для определения процента (объёма реализации, получения прибыли, достижения конкретного уровня рентабельности и т.д.);
  • конкретного размера процентов в зависимости от группы товаров, прогрессии при достижении определённых объёмов;
  • выплаты минимума, особенно актуального при отсутствии фиксированного оклада, если производственные показатели не обеспечивают минимального размера оплаты труда, установленного законодательством.
Руководству для стимулирования реализации выгоднее заключать трудовой договор без оклада на проценты, заработанные менеджером, т.е. использовать комиссионно-сдельную оплату труда. Однако не следует забывать о статье 133 ТК РФ, запрещающей выплачивать зарплату ниже МРОТ с повышающим региональным коэффициентом сотруднику, полностью отработавшему норму рабочего времени и выполнившему трудовые обязанности.
Отсутствие результирующего показателя может не зависеть от трудозатрат работника. Специалисту невозможно инкриминировать невыполнение норм труда, если достигнут низкий уровень показателя, являющегося фундаментом для начисления заработной платы.  Например, объём реализации составил 100000 рублей, а установленный процент от продаж – 10 %. Тогда работнику должно быть начислено вознаграждение ниже МРОТ при условии отработки периода полностью, что влечёт штрафные санкции за нарушение трудовых норм.

Если заключён трудовой договор на процентах от выручки, то образец должен содержать элемент защиты при отсутствии показателей по причинам, не зависящим от работника. Например, можно установить авансирование за счёт работодателя с последующим зачётом выплаченных сумм заработной платы, что позволит избежать нарушения норм труда и стабилизирует работника для трудозатрат в усиленном режиме.

Комиссионная оплата труда в трудовом договоре должна учитывать минимальные законодательные гарантии. Основная сложность в применении – определение «золотой середины» между составляющими фиксированной части и процентной ставки от реализации. Установление высокого оклада и низких процентов способствует снижению личной заинтересованности менеджера в увеличении объёмов. Обратный механизм имеет ограничения на законодательном уровне и требует детализации во внутренних документах организации.

Бесплатный вопрос юристу

Нуждаетесь в консультации? Задайте вопрос прямо на сайте. Все консультации бесплатны/ Качество и полнота ответа юриста зависит от того, насколько полно и четко вы опишете Вашу проблему:

© 2020 zakon-dostupno.ru