1477      0
 

Понятие разъездного характера работы и его оформление


Последние изменения:

Когда специфика деятельности предприятия предполагает частые перемещения сотрудников для решения поставленных задач, возникает проблема оптимальной организации, чтобы разъездной характер работы не тормозил рабочий процесс дополнительными отчетами и согласованиями. Принимая на работу нового сотрудника, должность которого предполагает частые поездки, стоит сразу зафиксировать условия в договоре и прочих документах, устанавливая правила компенсации и учета перемещений.

Законодательные нормы

Разъездной характер работыО необходимости указания в контракте с подчиненным условий работы разъездного характера говорится в ст. 57 ТК РФ. Установка разъездного характера работы как неотъемлемой части постоянной деятельности человека освобождает от необходимости оформления каждого факта поездки. Подобное правило зафиксировано в положениях ст. 166 Трудового кодекса.

Чтобы узнать, уместно ли упоминание разъездной работы в пунктах договора, исходят из положений ТК, определенных в ст. 168.1.

Содержание статьи разъясняет, когда работники вправе рассчитывать на компенсации расходов на поездки, совершаемые в рамках рабочих обязанностей:

  • регулярное нахождение в пути;
  • частые перемещения вне офиса;
  • полевые условия;
  • участие в экспедициях.

Этой же статьей устанавливается обязательность надлежащего оформления правил особого режима работы с закреплением перечня должностей, при которых предполагаются частые разъезды, в колдоговоре и внутренних нормативных документах. Несмотря на отсутствие четких критериев разъездного характера, принято определять, что такое разъездная работа, по наличию отличительных признаков.

Отличительные характеристики разъездного характера работ

Данная статья опубликована на сайте zakon-dostupno точка ru. Если вы ведите эту статью на другом сайте, значит ее украли.

Чтобы определить разъездной или подвижной характер работы, различия нужно искать в регламентах, установленных еще в советское время.  При подвижном характере предусмотрены частые перемещения не отдельно взятого работника, а всего предприятия, когда наемный персонал работает вдали от места постоянного проживания.

Если работа носит разъездной характер, значит должностная инструкция предписывает работнику совершать постоянные поездки, не по факту возникновения каких-то событий, а с целью выполнения обязанностей, для которых нанимался работник. Следует научиться различать, кому можно установить такой характер работы – вопрос в сути исполняемых обязанностей — поездок «по случаю» и для исполнения рабочих обязательств.

Поскольку законодательство ограничивает права работодателя требовать от некоторых категорий граждан (беременные работницы, женщины с малолетними детьми) частых поездок, при приеме на должность, связанную с разъездами по стране, должны быть соблюдены общие нормы трудового законодательства.

Включать пункт с упоминанием о разъездах необходимо в следующих ситуациях:

  1. Обязанности предполагают потребность в постоянных служебных поездках в пределах обслуживаемого региона.
  2. При работе на удаленной от офиса территории или объекте.

Примером, когда требуется включать упоминание особенностей работы в договор, станет оформление водителя на служебной машине или юрисконсульта для участия в суде, менеджеры по продажам также часто тратят большую часть времени на встречах с клиентами.

Поскольку в российском законодательстве нет четких нормативов и регламента для определения потребности в данном варианте режима, работодатель наделяется полномочиями самостоятельно решать, когда и в каких случаях вносить нужный пункт в контракт с работником. Однако, если предстоят служебные поездки при не разъездном характере работы, они должны быть отражены в отчетности соответствующим образом.

Как оформляется

Когда возникает потребность в правильном оформлении документов и ведения отчетности, следует учитывать, что разъездная деятельность, практикуемая на предприятии для конкретных должностей, должна найти свое отражение в следующих документах:

  1. Коллективный договор или внутренний акт предприятия, устанавливающий правила перемещения сотрудников в процессе исполнения обязанностей (это может быть приказ или издание положения, другой вариант регламента) с указанием конкретных должностей, профессий. В нормативном акте указывают правила оформления документации, отражающей отчеты по служебным поездкам.
  2. Трудовой договор при приеме на работу.
Поскольку названия должностей, которые потребуют частых перемещений по России или командировок по миру, могут меняться, рекомендуется вносить разъяснения в регламент предприятия, а не коллдоговор. Изменения в коллдоговоре более сложно согласовывать.

Поскольку нет четкого регламента оформления разъездного характера работы в трудовом договоре, то образец поможет в формулировке, либо используют собственные формулировки, подтвержденные нормативными актами, действующими на всем предприятии.

Командировки при разъездном характере работы оформляются в табеле учета времени как рабочее время работника независимо от его фактического нахождения вдали от офиса или производства.

Положение о разъездном характере работы

Так как ТК РФ не дает четкой инструкции по оформлению, организациям приходится соотносить свои действия с действующим общим законодательством, имеющим отношение к вопросу разъездов в рамках основной рабочей деятельности.

Основные положения об оформлении командированных сотрудников можно найти в ПП РФ № 749 принятом в 2008 году в отношении лиц, направляемых в командировки. Таким образом, определяя порядок, как оформить дальнейшую работу разъездного типа, следует исходить из содержания данного документа.

Ссылка на потребность в частых разъездах дается в трудовом контракте с конкретным сотрудником, а также содержится во внутренних документах предприятия.

Если работник ранее уже принят в штат, но характер рабочей деятельности не предполагал частых разъездов, подписывается дополнительное соглашение, на основании которого остальные службы предприятия применяют новые нормы учета рабочего времени в ведомости.

При издании внутреннего нормативного документа важно проконтролировать, чтобы содержались все важные пункты:

  1. Перечень должностей (профессий), предполагающих частые разъезды по нуждам компании.
  2. Правила оформления документации на таких работников и обязательную отчетность.
  3. Вопросы компенсации расходов, потраченных на перемещения, дополнительные возмещения помимо установленных законодательством (надбавки, доплаты).

Действия работодателя

Чтобы внутренние регламенты позволили оптимально организовать рабочий процесс, предполагающий поездки сотрудников, со стороны руководства предприятия должны быть проведены следующие мероприятия:

  • Проследить, чтобы во всех договорах на сотрудников с разъездным характером деятельности была ссылка на особый порядок работы.
  • Закрепить отдельным локальным документом список профессий, где допустим вышеуказанный характер занятости, а также указать, какие должности и обязанности предполагают такой вариант оформления поездок.
  • Ввести правила документооборота для лиц с частыми перемещениями по стране.
  • Надбавки, порядок расчета выплат указывают в коллективном договоре, либо вносят в трудовые контракты, либо вносят корректировки в договора обоих типов.

Оплата труда и компенсации за разъездной характер работы

Разновидности возмещений и доплат за разъездной характер работы включают 3 варианта:

  1. Компенсация согласно предоставленным отчетным документам, чекам, билетам, справкам. Когда сотрудник получает средства под отчет и оплачивает расходы на проезд, проживание, доп. расходы для обеспечения исполнения обязанностей и выплаты суточных согласно общему законодательству.
  2. Определение уровня надбавки, исходя из установленного характера разъездной работы. Порядок расчета надбавки фиксируется во внутренней документации предприятия, а также включается в положения трудового контракта с конкретным работником. Допускается оформление в виде дополнительного соглашения к действующему договору, если сотрудник уже принят в штат, но до этого работал в других условиях.
  3. Комбинированный вариант возмещения, сочетающий надбавку и частичную компенсацию некоторых расходов по ТК.

При оформлении свои действия работодатель соотносит с нормами ст. 168.1 ТК РФ, в которой указаны, что возмещения должны быть выплачены по оплате:

  • проездных билетов, расходов на перемещения;
  • снятой квартиры, номера в гостинице и т.д.;
  • допрасходов из-за проживания вдали от дома;
  • других затрат, которые были предварительно согласованы с руководством.
Разъездной характер дает множество плюсов.

Во-первых, становится меньше документооборот, необходимый для оформления командировок. При установке разъездной работы отсутствует потребность в издании соответствующих приказов внутри предприятия.

Во-вторых, облегчается процесс расчета рабочего времени и зарплатных отчислений. Если при обычной командировке руководитель оплачивает работу исходя из среднего заработка, то при переходе на такой вариант режима работы помимо оклада сотрудник получает доплаты согласно положений подписанного контракта. Компенсационные выплаты освобождены от налогообложения, по ним не отчисляются страховые взносы. Однако, во избежание проблем с проверяющими инстанциями, стоит позаботиться о сохранении чеков, квитанций, отчетности по затратам.

Бесплатный вопрос юристу

Нуждаетесь в консультации? Задайте вопрос прямо на сайте. Все консультации бесплатны/ Качество и полнота ответа юриста зависит от того, насколько полно и четко вы опишете Вашу проблему:

© 2019 zakon-dostupno.ru