Последние изменения:
Система электронного документооборота постепенно вытесняет бумажные носители благодаря скорости обработки и быстроте взаимодействия между организациями. С 2017 года в России наряду со стандартной формой листка нетрудоспособности используется электронный больничный лист, как работает виртуальный бланк, определяется техническими возможностями работодателя, готовностью медицинского учреждения и согласием или отказом пациента.
Подготовительный этап
Благодаря вступлению в силу закона № 86-ФЗ от 01.05.2017 года электронные больничные листы получили равную юридическую силу с бумажными формулярами формата А4, а пациенты – право выбора бланка при наступлении страхового случая. Однако для возможности участия в проекте работодателю необходимо осуществить предварительные действия:
- Соглашение с фондом соцстраха. Предприятие или предприниматель смогут принимать виртуальные листки при наличии заключённого соглашения об информационном взаимодействии с ФСС. Исполнительной дирекцией установлена унифицированная форма документа и необходимость подписания в бумажном виде.
- Регистрация в системе. До подключения фирмы медицинское учреждение не сможет оформить документ на пациента. Компании необходимо:
- проверить электронные подписи, визирующие отчётность в налоговые органы;
- получить доступ к личному кабинету страхователя;
- установить программу.
Механизм взаимодействия
Законом № 86-ФЗ предусмотрен механизм использования виртуальных бланков листков нетрудоспособности при одновременном выполнении условий:
- регистрация страхователя и медицинского учреждения в автоматизированной системе страховщика, дающей право медицинским работникам оформлять документы в электронном виде, а бухгалтерии принимать, начислять пособие и передавать информацию в фонд;
- личное согласие пациента на оформление листка нетрудоспособности, выраженное в письменной форме.
Оформление пособия включает последовательное выполнение действий:
- Открытие формуляра медицинским работником. Врач медицинской организации:
- вносит информацию о заболевании и диагнозе пациента из электронной карты больного;
- запрашивает в программе уникальный номер и сообщает пациенту;
- при закрытии заверяет усиленными КЭП;
- закрытый формуляр выгружает в автоматизированную система соцстраха.
- Работодатель по сообщённому работником номеру документа:
- находит экземпляр в личном кабинете с информацией о периоде болезни с кодом причины нетрудоспособности, анамнезе и соблюдении врачебных предписаний;
- заполняет информационную часть, предусмотренную для работодателя: данные о заработной плате, страховом стаже, размере выплачиваемого пособия за счёт собственных средств и средств соцстраха;
- передаёт сведения территориальному отделению ФСС.
- Фонд получает своевременную достоверную информацию поэтапно:
- от медучреждения в момент открытия листка и закрытия со всей детализацией информации;
- от страхователя данные о начислении пособия.
Электронные больничные листы уменьшают бумажную работу, снимают вопросы по поводу правильности заполнения и необходимостью замены дубликатом, упрощают механизм взаимодействия между медицинским учреждением, открывающим и закрывающим документ, работодателем, осуществляющим проверку правильности заполнения и начисляющим пособие и соцстрахом, освобождённым от внесения бланков в базу.
Причины отказа
Отсутствие необходимости внесения в базу данных существенно упростили работу специалистам ФСС, в связи с чем фонд направляет письма в адрес работодателей о подключении к автоматизированной системе.
Для страхователей существует ряд неудобств, поскольку механизм взаимодействия до конца не отлажен и использование бумажных бланков надёжней. Фирме придётся вести двойной учёт в любом случае, поскольку нельзя заставить работника предоставлять только листок в электронном виде, как и медицинское учреждение зарегистрироваться в системе учёта без личного желания.
Если организация получила письмо от ФСС, то необходимо составить мотивированный отказ с указанием следующих причин:
- отсутствие утверждённого порядка и обязательности применения;
- нехватка средств на дополнительную доработку бухгалтерских программ, способных принимать импорт из системы ФСС;
- необходимость ведения двойного учёта бюллетеней в случае, если медицинское учреждение, открывающее формуляр, не заключило соглашение с фондом.
Нуждаетесь в консультации? Задайте вопрос прямо на сайте. Все консультации бесплатны/ Качество и полнота ответа юриста зависит от того, насколько полно и четко вы опишете Вашу проблему:
© 2021 zakon-dostupno.ru