Трудовые споры


В процессе взаимодействия между руководством и наёмным персоналом возникают разногласия, урегулирование которых производится собственными силами или при помощи привлечения сторонних организаций. Порядок разрешения конфликтов зависит от количества задействованных участников и степени «тяжести» оспариваемых моментов. Трудовые споры решаются путём подачи жалобы в ГИТ или искового заявления в судебные инстанции.

Виды трудовых споров

В зависимости от числа задействованных участников трудовые споры имеют две разновидности:

  1. Индивидуальные (гл.60 ТК РФ) – неурегулированные разногласия между руководством и одним членом коллектива, разрешаемые внутри хозяйствующего субъекта путём создания комиссии, состоящей из равного числа лиц – представителей трудового персонала и администрации.
  2. Коллективные (гл.61 ТК РФ) – неурегулированные разногласия между представителями наёмных работников и руководства в части установления и изменения тарифных ставок и сдельных расценок по оплате труда, соблюдения трудовых гарантий и отказа работодателя учесть мнение избранного актива.
Пострадавшей стороной может выступать как наёмный работник, так и работодатель, при халатном отношения сотрудников к исполнению должностных обязанностей или расхождении в части трактовки норм трудового законодательства в конкретике.

Круг неурегулированных вопросов

Если найти компромиссное решение силами сторон не удалось, то, как отдельное лицо, так и группа лиц, могут обратиться в ГИТ или судебную инстанцию. Круг вопросов, требующих разрешения за пределами компании, включает:

  1. Условия трудового процесса. Проблема касается недопустимой переработки, неоплаты труда в выходные и праздники по повышенному тарифу. В качестве подтверждающих документов необходимо приложить:
    • сведения из табелей учёта рабочего времени;
    • информацию пропускных систем о времени прихода и ухода с территории работодателя;
    • данные о начисленной зарплате при работе сверх установленной продолжительности или при привлечении к ненормированному труду.
  1. Нарушение сроков выплат вознаграждения и его размеров. Зарплата должна выплачиваться дважды в месяц с промежутком в 15 дней, а окончательный расчёт за предыдущий период должен быть осуществлён не позднее 15-ого числа текущего месяца. К числу подтверждающих документов целесообразно приобщить:
    • расчётные листки с расшифровкой зарплаты по видам начислений и произведённых удержаний;
    • информацию о фактической дате получения средств на основании расчётно-платёжных ведомостей, расходных кассовых ордеров или выписок о движении денежных потоков из зарплатных карточек;
    • данные о режиме труда, нормах выработки и показателей для премирования, содержащихся в индивидуальном трудовом договоре и положении об оплате труда.
  1. Незаконное расторжение трудового договора. В качестве подтверждения целесообразно сослаться на:
    • свидетельские показания при «выдавливании» собственного желания;
    • несоответствие по срокам увольнения за неоднократное неисполнение должностных обязанностей, если прошёл год после наложения дисциплинарного взыскания;
    • несоблюдение преимущественного права на оставление на работе при сокращении при сравнении квалификации и производительности труда.
Подключение сторонних инстанций уместно в случаях, когда индивидуальный договор и внутренняя локальная документация не содержат существенных условий относительно режима работы и системы оплаты труда. Если обращение направлено в ГИТ, то инспекция после проведения проверки издаст предписание о внесении дополнений, а при игнорировании меры работодателем поможет составить иск в судебную инстанцию.

Сроки рассмотрения и обращения

Если обращение производится в трудовую инспекцию, то срок не может превышать трёхмесячный период с момента нарушения прав. Жалоба рассматривается ГИТ в следующие сроки:

  • 3 дня – для официальной регистрации;
  • 30 дней – на рассмотрение стандартных случаев;
  • 60 дней – при необходимости проведения дополнительной проверки с обязательным оповещением заявителя о причинах проведения.
По истечении трёх месяцев пострадавшее лицо вправе обратиться в судебный орган. Сроки обращения составляют три года и отсчитываются с момента, когда пострадавшая сторона узнала о нарушениях трудового права (ст.196 ГК РФ).

Сроки могут быть увеличены при стойкой нетрудоспособности работника, необходимости ухода за членом семьи или нахождении в длительной командировке.

© 2022 zakon-dostupno.ru

Как написать жалобу в трудовую инспекцию

Как написать жалобу в трудовую инспекцию

Основная задача Федеральной инспекции по труду – обеспечение...

Исчисление срока исковой давности по трудовым спорам

Исчисление срока исковой давности по трудовым спорам

Процедура урегулирования трудовых взаимоотношений...

Трудовые споры: понятие и алгоритм разрешений

Трудовые споры: понятие и алгоритм разрешений

Между наемным персоналом и администрацией в процессе рабочей...

Индивидуальный трудовой спор: особенности и правила рассмотрения

Индивидуальный трудовой спор: особенности и правила рассмотрения

Профессиональная деятельность на наемной работе часто приводит...