В процессе взаимодействия между руководством и наёмным персоналом возникают разногласия, урегулирование которых производится собственными силами или при помощи привлечения сторонних организаций. Порядок разрешения конфликтов зависит от количества задействованных участников и степени «тяжести» оспариваемых моментов. Трудовые споры решаются путём подачи жалобы в ГИТ или искового заявления в судебные инстанции.
Виды трудовых споров
В зависимости от числа задействованных участников трудовые споры имеют две разновидности:
- Индивидуальные (гл.60 ТК РФ) – неурегулированные разногласия между руководством и одним членом коллектива, разрешаемые внутри хозяйствующего субъекта путём создания комиссии, состоящей из равного числа лиц – представителей трудового персонала и администрации.
- Коллективные (гл.61 ТК РФ) – неурегулированные разногласия между представителями наёмных работников и руководства в части установления и изменения тарифных ставок и сдельных расценок по оплате труда, соблюдения трудовых гарантий и отказа работодателя учесть мнение избранного актива.
Круг неурегулированных вопросов
Если найти компромиссное решение силами сторон не удалось, то, как отдельное лицо, так и группа лиц, могут обратиться в ГИТ или судебную инстанцию. Круг вопросов, требующих разрешения за пределами компании, включает:
- Условия трудового процесса. Проблема касается недопустимой переработки, неоплаты труда в выходные и праздники по повышенному тарифу. В качестве подтверждающих документов необходимо приложить:
- сведения из табелей учёта рабочего времени;
- информацию пропускных систем о времени прихода и ухода с территории работодателя;
- данные о начисленной зарплате при работе сверх установленной продолжительности или при привлечении к ненормированному труду.
- Нарушение сроков выплат вознаграждения и его размеров. Зарплата должна выплачиваться дважды в месяц с промежутком в 15 дней, а окончательный расчёт за предыдущий период должен быть осуществлён не позднее 15-ого числа текущего месяца. К числу подтверждающих документов целесообразно приобщить:
- расчётные листки с расшифровкой зарплаты по видам начислений и произведённых удержаний;
- информацию о фактической дате получения средств на основании расчётно-платёжных ведомостей, расходных кассовых ордеров или выписок о движении денежных потоков из зарплатных карточек;
- данные о режиме труда, нормах выработки и показателей для премирования, содержащихся в индивидуальном трудовом договоре и положении об оплате труда.
- Незаконное расторжение трудового договора. В качестве подтверждения целесообразно сослаться на:
- свидетельские показания при «выдавливании» собственного желания;
- несоответствие по срокам увольнения за неоднократное неисполнение должностных обязанностей, если прошёл год после наложения дисциплинарного взыскания;
- несоблюдение преимущественного права на оставление на работе при сокращении при сравнении квалификации и производительности труда.
Сроки рассмотрения и обращения
Если обращение производится в трудовую инспекцию, то срок не может превышать трёхмесячный период с момента нарушения прав. Жалоба рассматривается ГИТ в следующие сроки:
- 3 дня – для официальной регистрации;
- 30 дней – на рассмотрение стандартных случаев;
- 60 дней – при необходимости проведения дополнительной проверки с обязательным оповещением заявителя о причинах проведения.
Сроки могут быть увеличены при стойкой нетрудоспособности работника, необходимости ухода за членом семьи или нахождении в длительной командировке.
© 2022 zakon-dostupno.ru
Как написать жалобу в трудовую инспекцию
Основная задача Федеральной инспекции по труду – обеспечение...
Исчисление срока исковой давности по трудовым спорам
Процедура урегулирования трудовых взаимоотношений...
Трудовые споры: понятие и алгоритм разрешений
Между наемным персоналом и администрацией в процессе рабочей...
Индивидуальный трудовой спор: особенности и правила рассмотрения
Профессиональная деятельность на наемной работе часто приводит...