Последние изменения:
Все чаще обладатели новеньких квартир в только что сданных домах жалуются на качество получаемого жилья. В условиях кризиса строителям приходится экономить на материалах и субподрядчиках, иногда работу доверяют непрофессионалам. Стоит ли говорить, что никакого желания исправлять недостатки, которые обнаружили покупатели, у застройщиков нет. Понадобятся точные данные, что именно следует проверять при осмотре квартиры при сдаче, и как правильно отстаивать свои права. Условиями договора о долевом строительстве определено, что качество сдаваемого объекта должно отвечать требованиям техрегламентов, проектных документов и градостроительного регламента.
Законодательное регулирование
С целью регулирования отношений между застройщиками и дольщиками принят закон, посвященный долевому строительству № 214-ФЗ. Однако нормы, приведенные в этом законе, по-разному могут трактоваться судом.
Следующие нормы закона №214-ФЗ помогут дольщикам защитить свои права в случае выявления некачественного исполнения строительных работ застройщиком:
- п. 1 ч. 2 ст. 7 обязывает застройщиков за свой счет устранить все дефекты;
- п. 2 ч. 2 ст. 7 предписывает пересмотреть в сторону уменьшения стоимости по договору долевого участия на затраты, которые понес дольщик при самостоятельном устранении дефектов;
- п. 3 ч.2 ст. 7 предусматривает компенсацию за устранение дольщиком дефектов, которые удалось обнаружить в течение срока гарантии – 5 лет с момента завершения строительства, если эти недостатки были зафиксированы экспертизой;
- ч. 6 ст. 7 предполагает обращение дольщика в суд, если застройщик откажется удовлетворить требования собственника в претензионном порядке.
Что считается дефектом квартиры в новостройке
При приеме квартир в новостройках учитывают степень несоответствия качеству. Ряд недостатков считается несущественным (такие как царапины, сколы, вмятины оконных конструкций, дверей, трещины в перегородках, не имеющих отношения к несущей конструкции). Существенными недостатками может стать отсутствующая вентиляция или сантехническое оборудование, сквозная дыра, плесень. Важно доказать, что именно застройщик виноват в возникновении недостатка.
Дефект строительства – отклонение от норм проектной документации, градостроительных и техрегламентов. К ним относят:
- ошибки при установке сантехнике;
- промерзшие стены, полы, окна;
- намокание стен;
- нарушения при поклейке обоев;
- нарушения по звукоизоляции;
- чрезмерная влажность или духота;
- трещины на поверхности покрытий в санузле, кухонном пространстве, на оконном стекле;
- замыкание электричества и пр.
При отказе в исправлении нарушений на основании отсутствия (или наличия) в договоре какого-либо особого пункта, освобождающего от ответственности за дефекты, проявившиеся позднее, следует обращаться в суд, ссылаясь на ч. 4 ст. 7 закона о долевом строительстве, признающим подобные причины для отказа ничтожными.
Сроки обнаружения дефектов в новостройке
Гарантия качества распространяется на ограниченный период времени. Информацию о гарантийных сроках застройщик сообщает в виде Инструкции по эксплуатации объекта строительства по договору о долевом участии (ДДУ).
Согласно ч. 1.1. ст. 7 закона №214, в документе должны быть указаны:
- сроки гарантии по эксплуатации квартиры;
- срок действия гарантии на службу отделки помещений, инженерных коммуникаций, конструкций и неотделимых от квартиры предметов.
Как следует из положений ч. 5 ст. 7, у новой квартиры гарантийный срок определяется по ДДУ от 5 лет и дольше. Срок гарантии на инженерно-технологические системы, по ч. 5.1 ст. 7, должен быть не менее 3 лет. Любой выявленный в течение этого времени дефект застройщик должен устранить.
Действия покупателя до и после подписания акта. Возможность получения компенсации
До того, как подписывать приемопередаточный акт, необходимо предпринять ряд действий:
- Внимательно осматривают потолок, стены, проемы. Отклонения по вертикали или горизонтали более, чем на 10-20 мм фиксируют.
- Проверяют, правильно ли функционируют окна и двери, есть ли вздутие обоев.
- Исследуют на вздутия, видимые разрезы напольные покрытия.
- Осматривают двери (входные, межкомнатные), проверяя их на целостность, заедание, исправность замков, запорной фурнитуры.
- Смотрят, как работает сантехника, краны, смесители, есть ли подтекания на водопроводных стыках, в канализации или отопительной системе.
- Проверяют, работает ли электрическое и газовое оборудование.
Если нарушения будут выявлены после подписания акта, но в пределах установленных сроков гарантий, предпринимают следующие действия:
- Зафиксировать обнаруженные дефекты через компанию, уполномоченную проводить строительные экспертизы и выдавать заключения.
- Составить письменную претензию на имя застройщика с указанием денежной суммы, в которую оцениваются недостатки, сроки их устранения,
- Согласовать с застройщиком мероприятия по устранению или размер компенсации.
- При отказе от выполнения требований дольщик обращается в судебный орган. К заявлению прилагают акт проведенной экспертизы.
В сумму компенсации по требованиям истца входят:
- убытки, понесённые владельцем помещения;
- компенсация морального вреда;
- затраты на юридическую поддержку, проведение экспертизы;
- неустойку по сумме стоимости дефектов;
- штраф в размере половины суммы исковых требований.
Приемопередаточный акт – не доказательство, что у дольщика отсутствуют претензии. Они могли проявиться позднее, либо застройщик просто не выполнил обязательств по устранению недостатков, зафиксированных в дефектном акте. Успех рассмотрения иска в суде во многом зависит от грамотного составления документа и подготовки убедительных доказательств. Рекомендуется привлечь на помощь опытных юристов, которые помогут урегулировать вопрос взыскания компенсации или устранения дефектов в судебном или досудебном порядке.
© 2021 zakon-dostupno.ru