626      0
 

Как получить компенсацию за аварийное жильё для строительства и покупки нового


Расселение граждан включено в состав национального проекта, регулирующего жилищную сферу с выделением денежных средств за счёт финансирования фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Местным властям делегированы полномочия по выбору объектов, подлежащих сносу, а так же как получить компенсацию за аварийное жильё для строительства и покупки нового. Определяющими факторами считается единственность расселяемого жилья, наличие несовершеннолетних и нахождения объекта в собственности или использование по договору социального найма.

Законодательное регулирование

Компенсационные выплаты на приобретение жилья физическими лицами будут финансироваться региональными властями наряду с фондом содействия реформированию ЖКХ. К расселению привлечены инвесторы для предоставления альтернативных жилых помещений, не уступающих по техническим параметрам подлежащим сносу.

Принятый закон от 30.12.2020 года № 494-ФЗ предлагает распространение столичной программы реновации на всю территорию страны при расселении аварийного, ветхого и жилья, предусмотренного для сноса по решению местных властей для комплексного развития территорий.

Основные цели и задачи программы реновации:

  • развитие городов и посёлков городского типа, включая повсеместное благоустройство;
  • повышение комфорта окружающей среды и улучшение её внешнего облика;
  • обеспечение показателей, установленных различными государственными программами и национальными проектами с учётом объёмов строительства на ближайшее десятилетие;
  • привлечение частных инвесторов с предоставлением льгот и компенсаций.
Субъекты РФ наделены полномочиями по вопросам проведения реновации. Региональные власти смогут самостоятельно разрабатывать и утверждать адресные программы по сносу, модернизации и реконструкции объектов недвижимости. Регионы будут определять критерии для включения в программу, устанавливать порядок расселения и формировать источники финансирования при взаимодействии с федеральными властями.

Попадающие под реновацию объекты

Параметры для комплексного развития будут определяться на уровне регионов, а ранее действовавшая норма относительно попадания территорий, включающих не менее 50 % аварийных и подлежащих сносу домов, аннулирована. По усмотрению хозяйствующего субъекта в программу включаются:

  1. Ветхие и аварийные многоквартирные дома по региональному «портрету», определяемому местными властями на основании критериев:
    • среднего возраста «по паспорту», колеблющегося в интервале от 62-х до 103-х лет;
    • низкого уровня обеспеченности жилыми помещениями по площади – в пределах 14-ти квадратных метров;
    • маленькой плотности застройки – фактора, привлекательного для инвесторов.
  1. Не признаваемые аварийными недвижимые объекты в случаях:
    • физического износа кровли, фундамента или иных конструктивных элементов при превышении предельно установленной суммы на реконструкцию и модернизацию;
    • отсутствия централизованных систем инженерно-технического обеспечения;
    • нецелесообразности капитального ремонта дома и прилегающих дорог для нормального функционирования объекта.
Конкретные параметры в отношении степени износа и предельную стоимостную величину расходов на капитальный ремонт, а также порядок признания зданий неработоспособными или ограниченно работоспособными будут устанавливать местные органы самоуправления.

Альтернатива сносимому жилью

Решение о включении в программу реновации будет приниматься самостоятельно каждым субъектом России. После публикации решения собственники многоквартирных домов, не признанных по нормам строительства аварийными, могут провести общее собрание. Срок проведения – на протяжении месяца с правом регионов на сокращение, а пропуск чреват автоматическим подключением к программе.

В голосовании должны участвовать все владельцы, а для принятия решения высказаться:

  • за включение в программу – не менее 2/3 собственников;
  • против включения – достаточно 1/3 владельцев.
В самом незащищённом положении оказались хозяева ветхих и неблагоустроенных жилых домов, которые могут претендовать лишь на получение денежного возмещения, поскольку его размер не позволит гражданам улучшить свои жилищные условия.

В качестве альтернативы сносимому жилью собственники квартир многоквартирных домов могут выбрать:

  1. Равноценное или равнозначное жильё на первичном или вторичном рынке недвижимости с соблюдением требований как по отношению к собственникам, так и проживающим по договору социального найма:
    • количество комнат и жилая площадь в предоставляемом взамен помещении должны быть не меньше, чем в освобождаемом;
    • общая площадь альтернативного варианта должна превышать квадратуру сносимого жилья;
    • новое помещение должно быть расположено в том же округе, что и освобождаемое;
    • приобретаемое на первичном рынке жильё должно быть построено в соответствии с требованиями Минстроя.
  1. Денежное возмещение, имеющее ряд преимуществ по сравнению с получением иного помещения в виде:
    • отсутствия привязки к региону, важного для человека, склонного к перемене мест;
    • сокращения времени, требующегося на строительство с последующим переездом;
    • приближения стоимости компенсации в денежном эквиваленте к средней рыночной цене благоустроенного жилья в конкретном территориальном округе.
Жители попавших в программу реновации домов освобождаются от уплаты взносов на капитальный ремонт общедомового имущества с первого числа месяца, предполагающего начало переселения. О выбранной альтернативе каждый собственник обязан известить местные власти путём заключения договора на протяжении 45-ти дней (при возможном изменении срока регионами), иначе ему грозит переселение по решению суда.

Порядок предоставления субсидии

Выплата денежной компенсации – самый быстрый способ переселения, а для его реализации собственник должен написать заявление в районную администрацию, на основании которого экспертная комиссия проведёт оценку.

Выплаты за каждый квадратный метр аварийной жилплощади приближены к среднерыночной стоимости благоустроенного жилого помещения, расположенного в данном населённом пункте. Если размер компенсации не устраивает собственника, то он имеет право на отказ с переселением в равноценный объект недвижимости.

Размер компенсации и категории получателей

Регионам предоставлено право вводить дополнительные меры поддержки гражданам, у которых попавшее в программу реновации жильё было единственным. Среди вариантов помощи:

  1. Субсидии на приобретение нового жилого помещения. Предельный размер выплат определяется как разница между стоимостью равнозначного по площади жилья (по нормативным расценкам) и полученным возмещением за изъятое аварийное помещение. Возмещения, предоставленные за счёт средств фонда содействия реформированию ЖКХ, увеличатся в денежном выражении. Увеличение произойдёт за счёт фигурирования при расчёте двух показателей:
    • рыночной стоимости жилого помещения и общедомового имущества;
    • стоимости земельного участка, на котором расположен дом, благодаря чему компенсационная выплата возрастёт.
  1. Возмещение процентов по ипотеке. Расходы по ипотечному кредитованию подлежат компенсации в пределах ключевой ставки Центробанка.
  2. Временное поселение граждан в дома маневренного фонда. Приобретать такие объекты смогут регионы для последующего размещения переселенцев. Проживать в этих домах смогут выселенные граждане до завершения расчётов или строительства, но в пределах двух лет.

Возмещение для граждан, купивших квартиру в доме, включённом в программу реновации на момент покупки, ограничивается суммой средств, указанных в договоре купли-продажи. Данное ограничение не распространяется на физических лиц, получивших жилплощадь в аварийном доме в наследство. Если собственник по состоянию на 01.01.2021 года имеет комнату в коммунальной квартире, то в качестве альтернативы ему предоставляется отдельная квартира.

Получить компенсацию в денежном выражении могут только собственники сносимого жилья, а проживающие по договору социального найма могут претендовать исключительно на альтернативное помещение. Также не допускаются компенсационные выплаты, если в помещении проживают ограниченные в дееспособности или недееспособные лица.

Наличие обременений или ограничений не считается препятствием для реализации программы реновации, однако граждане, произведшие и не узаконившие перепланировку, не обязаны будут приводить покидаемую жилплощадь в первоначальный вид или оформлять соответствующую документацию.

Условия предоставления поддержки Фондом

Регионы смогут получить финансовую поддержку от Фонда содействия реформированию ЖКХ при условии дачи обязательства о целевом использовании земельных участков, освободившихся после сноса для размещения объектов социальной и коммунальной инфраструктуры.

Земли должны быть отведены под строительство и размещение:

  • лечебных и учебных заведений;
  • просветительских центров;
  • парков культуры и отдыха;
  • спортивных площадок;
  • жилья при условии финансирования за счёт бюджетных средств или в рамках программы развития.
Единственная возможность, предоставляемая бизнесменам для «освоения» аварийного фонда – участие в расселении граждан по договору с представителями властей. Такие инвесторы могут претендовать на компенсацию в пределах 25 % от понесенных и документально подтверждённых расходов.

Пакет документации и порядок подачи

Для получения денежной компенсации или альтернативного жилья гражданин должен подать заявление в местную администрацию. Для проведения экспертной оценки будет назначена специальная комиссия.

Претендент на субсидию в денежном выражении должен предоставить документы:

  • подтверждающие личность зарегистрированных лиц;
  • справки о прописанных, в числе которых не должно быть несовершеннолетних или ограниченных в дееспособности граждан, что накладывает запрет на возмещение в денежном эквиваленте;
  • выписку из ЕГРН о праве собственности, так как договор социального найма не позволяет претендовать на получение денежных средств;
  • заключение, выданное экспертной комиссией.

Очередность расселения и внесение изменений

Если программа реновации утверждена, то допускается внесение изменений в установленные сроки и условия при наличии объективных причин, возникших в процессе реализации:

  • выявление угрозы обрушения аварийных строений или вынесение решений судебными инстанциями, устанавливающими иные приоритеты по сравнению с первоочередным порядком;
  • изменение избранного способа переселения гражданами с компенсационных выплат на получение альтернативного жилья или наоборот;
  • нарушение сроков сдачи новых объектов строительства, предусмотренных для переселения граждан, застройщиками.
Очередность расселения устанавливается местными органами самоуправления с учётом состояния сносимых объектов. При этом допускается включение в один этап расселения по принципу территориальной близости домов, расположенных в пределах квартала.

Критика закона и возникающие вопросы

Ещё не проверенный практикой закон от 30.12.2020 года № 494-ФЗ подвергся критике со стороны экспертов, как принудительно ограничивающий и направленный на лишение прав собственности, что идёт вразрез с Конституцией РФ.

Получившая одобрение всероссийская реновация жилья лишает приоритета главенствующие документы градостроительного развития – генеральные планы и правила землепользования, передавая «лидерство» административным органам. Закон выгоден застройщикам и создаёт риски для рядовых граждан, которых могут выселить из неаварийного жилья, если против подключения к программе не выступит треть проживающих.

У граждан возникают вопросы:

  1. Действительно ли дом находится в аварийном состоянии или снос – прихоть чиновников?
  2. Законны ли предложения, поступающие в адрес собственников, о самостоятельном сносе дома и как отразится отказ на жильцах?
  3. Стоит ли переезжать в маневренное жильё или лучше искать временного прибежища у родственников и друзей?
  4. В какой очерёдности происходит расселение домов, влияет ли на скорость «ветхость» и «аварийность» или приоритет принадлежит другим критериям?
  5. На что могут рассчитывать переселенцы из неаварийных объектов недвижимости?

Положения нормативно-правового акта кардинально изменяют выстроенную систему градостроительного развития. По мнению экспертов, закон может заработать на практике лишь благодаря разумным решениям, принимаемым субъектами страны, которым делегированы данные полномочия.

Бесплатный вопрос юристу

Нуждаетесь в консультации? Задайте вопрос прямо на сайте. Все консультации бесплатны/ Качество и полнота ответа юриста зависит от того, насколько полно и четко вы опишете Вашу проблему:

© 2021 zakon-dostupno.ru