- Законодательное регулирование
- Попадающие под реновацию объекты
- Альтернатива сносимому жилью
- Порядок предоставления субсидии
- Размер компенсации и категории получателей
- Условия предоставления поддержки Фондом
- Пакет документации и порядок подачи
- Очередность расселения и внесение изменений
- Критика закона и возникающие вопросы
Расселение граждан включено в состав национального проекта, регулирующего жилищную сферу с выделением денежных средств за счёт финансирования фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Местным властям делегированы полномочия по выбору объектов, подлежащих сносу, а так же как получить компенсацию за аварийное жильё для строительства и покупки нового. Определяющими факторами считается единственность расселяемого жилья, наличие несовершеннолетних и нахождения объекта в собственности или использование по договору социального найма.
Законодательное регулирование
Компенсационные выплаты на приобретение жилья физическими лицами будут финансироваться региональными властями наряду с фондом содействия реформированию ЖКХ. К расселению привлечены инвесторы для предоставления альтернативных жилых помещений, не уступающих по техническим параметрам подлежащим сносу.
Основные цели и задачи программы реновации:
- развитие городов и посёлков городского типа, включая повсеместное благоустройство;
- повышение комфорта окружающей среды и улучшение её внешнего облика;
- обеспечение показателей, установленных различными государственными программами и национальными проектами с учётом объёмов строительства на ближайшее десятилетие;
- привлечение частных инвесторов с предоставлением льгот и компенсаций.
Попадающие под реновацию объекты
Параметры для комплексного развития будут определяться на уровне регионов, а ранее действовавшая норма относительно попадания территорий, включающих не менее 50 % аварийных и подлежащих сносу домов, аннулирована. По усмотрению хозяйствующего субъекта в программу включаются:
- Ветхие и аварийные многоквартирные дома по региональному «портрету», определяемому местными властями на основании критериев:
- среднего возраста «по паспорту», колеблющегося в интервале от 62-х до 103-х лет;
- низкого уровня обеспеченности жилыми помещениями по площади – в пределах 14-ти квадратных метров;
- маленькой плотности застройки – фактора, привлекательного для инвесторов.
- Не признаваемые аварийными недвижимые объекты в случаях:
- физического износа кровли, фундамента или иных конструктивных элементов при превышении предельно установленной суммы на реконструкцию и модернизацию;
- отсутствия централизованных систем инженерно-технического обеспечения;
- нецелесообразности капитального ремонта дома и прилегающих дорог для нормального функционирования объекта.
Альтернатива сносимому жилью
Решение о включении в программу реновации будет приниматься самостоятельно каждым субъектом России. После публикации решения собственники многоквартирных домов, не признанных по нормам строительства аварийными, могут провести общее собрание. Срок проведения – на протяжении месяца с правом регионов на сокращение, а пропуск чреват автоматическим подключением к программе.
В голосовании должны участвовать все владельцы, а для принятия решения высказаться:
- за включение в программу – не менее 2/3 собственников;
- против включения – достаточно 1/3 владельцев.
В качестве альтернативы сносимому жилью собственники квартир многоквартирных домов могут выбрать:
- Равноценное или равнозначное жильё на первичном или вторичном рынке недвижимости с соблюдением требований как по отношению к собственникам, так и проживающим по договору социального найма:
- количество комнат и жилая площадь в предоставляемом взамен помещении должны быть не меньше, чем в освобождаемом;
- общая площадь альтернативного варианта должна превышать квадратуру сносимого жилья;
- новое помещение должно быть расположено в том же округе, что и освобождаемое;
- приобретаемое на первичном рынке жильё должно быть построено в соответствии с требованиями Минстроя.
- Денежное возмещение, имеющее ряд преимуществ по сравнению с получением иного помещения в виде:
- отсутствия привязки к региону, важного для человека, склонного к перемене мест;
- сокращения времени, требующегося на строительство с последующим переездом;
- приближения стоимости компенсации в денежном эквиваленте к средней рыночной цене благоустроенного жилья в конкретном территориальном округе.
Порядок предоставления субсидии
Выплата денежной компенсации – самый быстрый способ переселения, а для его реализации собственник должен написать заявление в районную администрацию, на основании которого экспертная комиссия проведёт оценку.
Размер компенсации и категории получателей
Регионам предоставлено право вводить дополнительные меры поддержки гражданам, у которых попавшее в программу реновации жильё было единственным. Среди вариантов помощи:
- Субсидии на приобретение нового жилого помещения. Предельный размер выплат определяется как разница между стоимостью равнозначного по площади жилья (по нормативным расценкам) и полученным возмещением за изъятое аварийное помещение. Возмещения, предоставленные за счёт средств фонда содействия реформированию ЖКХ, увеличатся в денежном выражении. Увеличение произойдёт за счёт фигурирования при расчёте двух показателей:
- рыночной стоимости жилого помещения и общедомового имущества;
- стоимости земельного участка, на котором расположен дом, благодаря чему компенсационная выплата возрастёт.
- Возмещение процентов по ипотеке. Расходы по ипотечному кредитованию подлежат компенсации в пределах ключевой ставки Центробанка.
- Временное поселение граждан в дома маневренного фонда. Приобретать такие объекты смогут регионы для последующего размещения переселенцев. Проживать в этих домах смогут выселенные граждане до завершения расчётов или строительства, но в пределах двух лет.
Возмещение для граждан, купивших квартиру в доме, включённом в программу реновации на момент покупки, ограничивается суммой средств, указанных в договоре купли-продажи. Данное ограничение не распространяется на физических лиц, получивших жилплощадь в аварийном доме в наследство. Если собственник по состоянию на 01.01.2021 года имеет комнату в коммунальной квартире, то в качестве альтернативы ему предоставляется отдельная квартира.
Наличие обременений или ограничений не считается препятствием для реализации программы реновации, однако граждане, произведшие и не узаконившие перепланировку, не обязаны будут приводить покидаемую жилплощадь в первоначальный вид или оформлять соответствующую документацию.
Условия предоставления поддержки Фондом
Регионы смогут получить финансовую поддержку от Фонда содействия реформированию ЖКХ при условии дачи обязательства о целевом использовании земельных участков, освободившихся после сноса для размещения объектов социальной и коммунальной инфраструктуры.
Земли должны быть отведены под строительство и размещение:
- лечебных и учебных заведений;
- просветительских центров;
- парков культуры и отдыха;
- спортивных площадок;
- жилья при условии финансирования за счёт бюджетных средств или в рамках программы развития.
Пакет документации и порядок подачи
Для получения денежной компенсации или альтернативного жилья гражданин должен подать заявление в местную администрацию. Для проведения экспертной оценки будет назначена специальная комиссия.
Претендент на субсидию в денежном выражении должен предоставить документы:
- подтверждающие личность зарегистрированных лиц;
- справки о прописанных, в числе которых не должно быть несовершеннолетних или ограниченных в дееспособности граждан, что накладывает запрет на возмещение в денежном эквиваленте;
- выписку из ЕГРН о праве собственности, так как договор социального найма не позволяет претендовать на получение денежных средств;
- заключение, выданное экспертной комиссией.
Очередность расселения и внесение изменений
Если программа реновации утверждена, то допускается внесение изменений в установленные сроки и условия при наличии объективных причин, возникших в процессе реализации:
- выявление угрозы обрушения аварийных строений или вынесение решений судебными инстанциями, устанавливающими иные приоритеты по сравнению с первоочередным порядком;
- изменение избранного способа переселения гражданами с компенсационных выплат на получение альтернативного жилья или наоборот;
- нарушение сроков сдачи новых объектов строительства, предусмотренных для переселения граждан, застройщиками.
Критика закона и возникающие вопросы
Ещё не проверенный практикой закон от 30.12.2020 года № 494-ФЗ подвергся критике со стороны экспертов, как принудительно ограничивающий и направленный на лишение прав собственности, что идёт вразрез с Конституцией РФ.
У граждан возникают вопросы:
- Действительно ли дом находится в аварийном состоянии или снос – прихоть чиновников?
- Законны ли предложения, поступающие в адрес собственников, о самостоятельном сносе дома и как отразится отказ на жильцах?
- Стоит ли переезжать в маневренное жильё или лучше искать временного прибежища у родственников и друзей?
- В какой очерёдности происходит расселение домов, влияет ли на скорость «ветхость» и «аварийность» или приоритет принадлежит другим критериям?
- На что могут рассчитывать переселенцы из неаварийных объектов недвижимости?
Положения нормативно-правового акта кардинально изменяют выстроенную систему градостроительного развития. По мнению экспертов, закон может заработать на практике лишь благодаря разумным решениям, принимаемым субъектами страны, которым делегированы данные полномочия.
Нуждаетесь в консультации? Задайте вопрос прямо на сайте. Все консультации бесплатны/ Качество и полнота ответа юриста зависит от того, насколько полно и четко вы опишете Вашу проблему:
© 2021 zakon-dostupno.ru