299      0
 

Как работает электронный больничный лист


Последние изменения:

Система электронного документооборота постепенно вытесняет бумажные носители благодаря скорости обработки и быстроте взаимодействия между организациями. С 2017 года в России наряду со стандартной формой листка нетрудоспособности используется электронный больничный лист, как работает виртуальный бланк, определяется техническими возможностями работодателя, готовностью медицинского учреждения и согласием или отказом пациента.

Подготовительный этап

электронный больничный лист как работаетБлагодаря вступлению в силу закона № 86-ФЗ от 01.05.2017 года электронные больничные листы получили равную юридическую силу с бумажными формулярами формата А4, а пациенты – право выбора бланка при наступлении страхового случая. Однако для возможности участия в проекте работодателю необходимо осуществить предварительные действия:

  1. Соглашение с фондом соцстраха. Предприятие или предприниматель смогут принимать виртуальные листки при наличии заключённого соглашения об информационном взаимодействии с ФСС. Исполнительной дирекцией установлена унифицированная форма документа и необходимость подписания в бумажном виде.
  2. Регистрация в системе. До подключения фирмы медицинское учреждение не сможет оформить документ на пациента. Компании необходимо:
    • проверить электронные подписи, визирующие отчётность в налоговые органы;
    • получить доступ к личному кабинету страхователя;
    • установить программу.
Начать работу с электронными бланками может любое юридическое или физическое лицо, прошедшее подготовительный этап. Участие в «пилотном» проекте не связано с виртуальной формой больничных листов, поскольку «пилотный» проект предусматривает начисление пособия, минуя страхователя, а проект электронных больничных упрощение взаимодействия путём сокращения бумажных носителей.

Механизм взаимодействия

Данная статья опубликована на сайте zakon-dostupno.ru. Если вы видите эту статью на другом сайте, значит ее украли.

Законом № 86-ФЗ предусмотрен механизм использования виртуальных бланков листков нетрудоспособности при одновременном выполнении условий:

  • регистрация страхователя и медицинского учреждения в автоматизированной системе страховщика, дающей право медицинским работникам оформлять документы в электронном виде, а бухгалтерии принимать, начислять пособие и передавать информацию в фонд;
  • личное согласие пациента на оформление листка нетрудоспособности, выраженное в письменной форме.

Оформление пособия включает последовательное выполнение действий:

  1. Открытие формуляра медицинским работником. Врач медицинской организации:
    • вносит информацию о заболевании и диагнозе пациента из электронной карты больного;
    • запрашивает в программе уникальный номер и сообщает пациенту;
    • при закрытии заверяет усиленными КЭП;
    • закрытый формуляр выгружает в автоматизированную система соцстраха.
  1. Работодатель по сообщённому работником номеру документа:
    • находит экземпляр в личном кабинете с информацией о периоде болезни с кодом причины нетрудоспособности, анамнезе и соблюдении врачебных предписаний;
    • заполняет информационную часть, предусмотренную для работодателя: данные о заработной плате, страховом стаже, размере выплачиваемого пособия за счёт собственных средств и средств соцстраха;
    • передаёт сведения территориальному отделению ФСС.
  1. Фонд получает своевременную достоверную информацию поэтапно:
    • от медучреждения в момент открытия листка и закрытия со всей детализацией информации;
    • от страхователя данные о начислении пособия.

Электронные больничные листы уменьшают бумажную работу, снимают вопросы по поводу правильности заполнения и необходимостью замены дубликатом, упрощают механизм взаимодействия между медицинским учреждением, открывающим и закрывающим документ, работодателем, осуществляющим проверку правильности заполнения и начисляющим пособие и соцстрахом, освобождённым от внесения бланков в базу.

Причины отказа

Отсутствие необходимости внесения в базу данных существенно упростили работу специалистам ФСС, в связи с чем фонд направляет письма в адрес работодателей о подключении к автоматизированной системе.

Для страхователей существует ряд неудобств, поскольку механизм взаимодействия до конца не отлажен и использование бумажных бланков надёжней. Фирме придётся вести двойной учёт в любом случае, поскольку нельзя заставить работника предоставлять только листок в электронном виде, как и медицинское учреждение зарегистрироваться в системе учёта без личного желания.

Отказать в начислении листка нетрудоспособности и оплате виртуального документа работодатель может, сославшись на отсутствие подключения к системе. Эта норма прописана в ч.5 статьи 13 закона № 255-ФЗ от 29.12.2006 года. Поскольку переход на электронный документооборот носит рекомендательный характер, то отказ от оплаты при сообщении работником полученного номера не будет считаться нарушением трудового законодательства, что подтверждается письмами трудового ведомства.

Если организация получила письмо от ФСС, то необходимо составить мотивированный отказ с указанием следующих причин:

  • отсутствие утверждённого порядка и обязательности применения;
  • нехватка средств на дополнительную доработку бухгалтерских программ, способных принимать импорт из системы ФСС;
  • необходимость ведения двойного учёта бюллетеней в случае, если медицинское учреждение, открывающее формуляр, не заключило соглашение с фондом.
ФСС планирует в 2019 году перейти на электронный документооборот по больничным листам на 50 %, а в 2021 году полностью заменить бумажный носитель виртуальным аналогом. Однако каждое предприятие имеет право выбора, сопоставив плюсы отсутствия бумажной волокиты, проверки правильности заполнения, исправления ошибок и требования дубликатов с работой системы в процессе отладки. Предприятия – новаторы могут перейти в любой момент независимо от региона и объёмов, предприятия – консерваторы могут не переходить до введения нормативного акта об обязательности использования, что остаётся под вопросом.

Бесплатный вопрос юристу

Нуждаетесь в консультации? Задайте вопрос прямо на сайте. Все консультации бесплатны/ Качество и полнота ответа юриста зависит от того, насколько полно и четко вы опишете Вашу проблему:

© 2019 zakon-dostupno.ru