887      0
 

Как восстановить трудовую книжку при утере


Последние изменения:

Информация об образовании, страховом стаже и произведённых награждениях работника фиксируется в трудовой книжке. Пропажа документа создаёт проблемы при дальнейшем трудоустройстве и подтверждении страхового стажа для назначения пенсионных выплат. Потому восстановление трудовой книжки имеет первостепенную важность для гражданина, а ряд инстанций, начиная от работодателя и заканчивая судом, могут оказать помощь в кратчайший период.

Регламент восстановления трудовой книжки

восстановление трудовой книжкиПроцедура восстановления трудовой книжки подразумевает выдачу дубликата с внесением полных или частичных сведений, на основании специально предусмотренных Правил, утверждённых Постановлением Правительства РФ № 225 от 16.04.2003 года.

Порядок внесения информации в дубликат относительно общего страхового стажа, поощрений и образования утверждён Постановлением Минтруда РФ № 69 от 10.10.2003 года. Основаниями для переоформления считаются следующие случаи:

  1. Утеря гражданином. Потерять документ может как безработное лицо, храня на руках, так и работающий, запросивший на руки по заявлению для предоставления в органы пенсионного страхования (ст. 62 ТК РФ). Восстановление трудовой книжки при утере работником накладывает обязанность на последнего нанимателя в оказании содействия в получении документов для подтверждения страхового стажа (п. 7.2 Постановления № 69).
  2. Потеря работодателем или ПФР. Кадровый департамент или территориальный орган пенсионного фонда занимаются восстановлением трудовой без привлечения гражданина, работник по собственной инициативе может оказывать помощь, представляя подтверждающие документы и сообщая информацию обо всех местах рабочего процесса.
  3. Массовая утрата вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы. Процедура регламентирована законодательством и считается самым простым случаем для работников.
  4. Порча документа (заливание жидкостью, обгорание и т.д.). Реставрация трудовой книжки производится путём выдачи дубликата.
Как восстановить утерянную трудовую книжку в РФ? Порядок зависит от количества мест работы, инстанции, выбранной для обращения, причины восстановления. Если причина – подтверждение стажа для начисления пенсии, то с 2002 года информация о перечисленных страховых взносах имеется в ПФР, что автоматически подтверждает стаж.

Восстановление предприятиями и организациями

Субъекту предпринимательской деятельности на выдачу дубликата отводится 15 календарных дней с момента официального обращения гражданина. Сотруднику на последнем месте трудоустройства следует написать заявление на восстановление трудовой книжки, образец которого включает причину (пропажа или неумышленная порча) и просьбу о процедуре. Текст составляется произвольно, но действия работодателя будут отличаться в зависимости от наличия или отсутствия иных рабочих мест. Не работая в компании, участие бывшего нанимателя – это самый простой способ, как быстро восстановить трудовую книжку, утерянную или испорченную по собственной вине.

Предприятие – единственное место работы

Порядок восстановления трудовой книжки аналогичен выписке нового документа за исключением соответствующей надписи на титульной странице «Дубликат».

Записи вносятся согласно общим правилам, предусмотренным пп. 1-6 Инструкции на основании сведений, взятых из оригиналов документов:

  • удостоверяющих личность гражданина – общегражданского паспорта, военного билета для военнообязанных или прошедших службу;
  • подтверждающих образование и специализацию – диплома, свидетельства, удостоверения, в случае незаконченного образования – справки, выданной общеобразовательным учреждением или студенческого билета;
  • свидетельствующих о рабочей деятельности – индивидуального договора, приказов о перемещениях, личной учётной карточки сотрудника;
  • говорящих о награждениях и поощрениях – распоряжений, выданных грамотах и отличительных знаках.
Конкретики по документообороту для восстановления трудовых книжек при наличии единственного работодателя законодательные акты не содержат. Поэтому уместна абсолютная аналогия с выпиской документа первым нанимателем.

Наниматель – не первое место трудоустройства

Если работник до трудоустройства в данную организацию имел предыдущие рабочие места у других нанимателей, то порядок внесения записей о них предусмотрен п. 7.2 Инструкции:

  1. В специальных сведениях, касающихся рабочего процесса, отражается общее количество отработанного времени суммарно без подтверждения нанимателей.
  2. Производится расшифровка на основании документального подтверждения:
    • перевод на иную должность на конкретном предприятии;
    • причины прекращения действия индивидуального договора в соответствии с приказом.
Если предоставленные от предыдущих работодателей сведения не содержат полной информации, то записи производятся только на основании документального подтверждения, имеющегося в наличии организации, занимающейся восстановлением.

Если формуляр был утерян работодателем по собственной вине или в силу действия обстоятельств, не зависящих от воли сторон, то процесс оформления дубликата аналогичен, но заявление на восстановление трудовой книжки работником не пишется.

Зачастую гражданин делает ксерокопию документа, что служит причиной возникновения вопроса: можно ли восстановить трудовую книжку по копии? Несмотря на заверение подписью руководителя или ответственного представителя кадрового отдела и печатью нанимателя, копия не имеет юридической силы и служит только помощником, поскольку позволяет учесть всех предыдущих нанимателей и быстро отыскать оригиналы соответствующих документов по указанным реквизитам.

Восстанавливающие трудовую книжку инстанции помимо работодателя

восстановление трудовой книжки

Оптимальный вариант восстановления – действия через последнего нанимателя не всегда представляются возможными. Если предприятие ликвидировано и исключено из государственного реестра, где восстановить трудовую книжку? Путь через архивы и поиски правопреемника отнимает много времени.

Пенсионный фонд

ПФР может лишь подтвердить уплату работодателями пенсионных взносов на конкретного гражданина, начиная с 2002 года, когда началась персонификация платежей в конкретике с разбивкой по каждому работнику. Страховой стаж подтверждается с этой даты, а также собирается информация по накопленным пенсионным баллам.

Заполнение дубликата через Пенсионный фонд невозможно, поскольку ПФР не располагает данными, касающимися:

  • занимаемой должности гражданина;
  • переводов и перемещений внутри предприятия;
  • причины расторжения индивидуального соглашения;
  • информации об отличиях и поощрениях.

Однако имеющаяся в скрижалях информация делает в отдельных ситуациях нецелесообразным восстановление трудовой книжки после утери. Если начало трудовой деятельности работником приходится на период с 2002 года и подтверждение стажа для последующего трудоустройства не представляется важным для работника в части занимаемых должностей и роста по карьерной лестнице, то последующий работодатель оформит бланк по правилам для новых документов. При назначении пенсии, стаж, неучтённый документально, не пропадёт, поскольку информации о перечислениях, сделанных на заработную плату, в ПФР имеется.

Многофункциональный центр

Восстановить утерянный формуляр возможно через МФЦ. Для обращения необходимо предварительно записаться на приём. По копии трудовой при наличии многофункциональный центр восстановит утерянную книжку. Однако в случае ликвидации работодателей придётся посещать архив по направлению специалистов.

Запрос в архив оформляется в виде заявления в произвольной форме с указанием:

  • наименования архивного учреждения в дательном падеже и ФИО заявителя в родительном;
  • запрашиваемого периода деятельности;
  • сути и цели получения информации;
  • контактных данных обратившегося лица.
Утверждённый образец архивной справки, разработанной для восстановления трудовой книжки, отсутствует. По предоставленным справкам и ответам работодателей МФЦ производит оформление. Преимущество данного метода заключается в минимизации посещения учреждений гражданином лично.

Обращение в суд для восстановления трудовой

Возможно восстановление трудовой книжки через суд. Для этого в судебную инстанцию подаётся соответствующий иск с указанием информации относительно трудового стажа и перечисления бывших работодателей. Судебная инстанция проводит самостоятельное разбирательство и связывается с заинтересованными лицами, могущими дать свидетельские показания.

Несмотря на надёжность, метод имеет недостатки в виде:

  • оплаты судебных издержек в размере, установленной судом;
  • длительности срока рассмотрения дела;
  • негативного впечатления у заинтересованных лиц при получении судебной повестки.

Портал Госуслуг

Портал Государственных услуг может выступить в роли консультанта в качестве разработки схемы восстановления – оптимальной для гражданина. Если последний наниматель не ликвидирован, то выгоднее обратиться к нему, поскольку помимо ограниченного срока – 15 календарных дней, на него возложено обязательство Инструкцией в оказании содействия.

При утере трудовой книжки выдаётся дубликат. Процедура выдачи называется восстановлением утраченного документа, хотя фактически подтверждённая документально информация вносится в формуляр, приобретённый гражданином. Необходимость выписки зависит от того, нужна ли работнику конкретная информация с расшифровкой по работодателям и занимаемым должностям. Если цель, преследуемая человеком – подтверждение страхового стажа для назначения пенсии, то с 2002 года данная информация предоставляется работодателем, до вышеуказанного периода только бумажными носителями, что позволяет сделать выводы о важности или несущественности восстановления.

Бесплатный вопрос юристу

Нуждаетесь в консультации? Задайте вопрос прямо на сайте. Все консультации бесплатны/ Качество и полнота ответа юриста зависит от того, насколько полно и четко вы опишете Вашу проблему:

© 2020 zakon-dostupno.ru


Консультация юриста